ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
 
   В каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека: один - социальный, другой - индивидуальный. У них разные мотивы деятельности. У индивидуального человека мотивы деятельности находятся внутри нас, они не требуют оценки успехов и неудач со стороны, он сам делает такую оценку. У социального мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем, они требуют внешней оценки успехов и неудач.
   Эти два разных наших «Я» постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого.
   Внешние мотивы неустойчивы, они могут быстро меняться. Внутренние мотивы консервативны, они создаются условиями предыдущей жизни каждого, изменить эти условия невозможно, поскольку невозможно изменить прошлое. Они могут меняться только постепенно, под воздействием последующего жизненного опыта. 
   Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться.
   Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов – главный фактор, который влияет на результативность деятельности людей и их психическое состояние.
   Если расхождение высокое, наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности).
   Если социальные и индивидуальные мотивы деятельности у человека совпадают, он находится в комфортных условиях и добивается высоких результатов.
   Можно сказать, что в нас находится не один, а два совершенно разных человека, которые действуют поочередно. Двойственная природа подтверждается и открытиями в области физиологии. Причина в функциональной асимметрии полушарий нашего мозга. В зависимости от того, каким образом распределена активность между двумя полушариями, в каждом из нас, без какого-либо исключения, проявляются два совершенно разных человека. Они обладают разными законами поведения и восприятия мира, у них разные законы мышления и язык общения. У них могут быть противоположные по своему содержанию желания. Что хочет одно наше «Я», может не хотеть другое. За открытие, касающееся функциональной специализации полушарий головного мозга, американский нейропсихолог Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии.
   Социальное наше «Я», решая задачи, ориентируется на внешнюю оценку результатов своей деятельности, по этой причине у него не может быть собственных мнений и суждений. Это «Я» ориентируется на мнения авторитетов и руководителей. Стремление человека к абсолютной свободе не более чем иллюзия, поскольку человек существо социальное, и живя в обществе, он не может быть свободным от него и от систем управления жизнью общества. Как в постоянном магните есть два полюса, так и у человека всегда присутствуют две стороны личности - индивидуальная и социальная. По сути, стремление к абсолютной свободе представляет собой попытку "избавиться" от своего социального "Я". Это так же бессмысленно, как разделением магнита на две части пытаться избавиться от одного из его полюсов.
   Индивидуальное наше «Я» стремится найти решение практической задачи, опираясь на свой собственный опыт и знания, которые считает достоверными. Это «Я» стремится видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким как может казаться. Мышление индивидуального «Я» рациональное.
   Социальное же «Я» - актер, ему нужно выглядеть перед кем-либо, нужно воздействовать на людей в нужном для него направлении. К этому «Я» относится изречение Шекспира: «Весь мир театр, а все люди в нем актеры». Но актеры не умеют решать практические задачи, они могут лишь хуже или лучше играть свою роль. Мышление социального «Я» можно назвать художественным.
   Все политики, деятели искусств, религиозные и общественные деятели – по существу актеры. Они постоянно решают задачу: как повлиять на мнение, поведение, настроение других людей. А мотивы «выглядеть» и успешно решить задачу принадлежат разным «Я», в каждый момент времени можно делать либо одно, либо другое. Что может одно из наших «Я», не может другое, и наоборот.
 
Выводы
1. Отсутствие конкуренции между людьми, занятыми социальной и профессиональной карьерой – одно из основных условий успеха. Они должны сотрудничать, но не конкурировать, как это имеет место, например, в спорте. Спортсмены и тренеры с одной стороны и чиновники от спорта с другой не конкурируют друг с другом, поскольку решают совершенно разные задачи, но связаны единой целью.
Почему профессиональная и социальная деятельность несовместимы? Профессиональная деятельность требует абсолютной честности, иначе невозможно достичь успеха, а социальная игнорирует ее, иначе невозможно эффективно влиять на поведение, мнение и решения других.
С точки зрения двойственной природы человека можно сказать, что сами руководители государств и компаний не могут быть талантливыми или бездарными. Все зависит от того, на кого они опираются при решении различных проблем.
Кто обладает надежной системой отбора талантливых ученых и специалистов, сам становится талантливым. Кто опирается на посредственных людей – становится посредственным, на невежественных – невежественным.
2. Наш язык выполняет две разные функции:
– оказывает влияние на настроение, поведение и принятие решений людьми;
- передает информацию для успешного использования ее в практической деятельности.
   Чтобы эффективно влиять на людей, нужно что-то преувеличить, что-то приуменьшить, придумать чего не было на самом деле, умолчать о чем-то, иначе невозможно добиться успеха. Такой язык можно назвать «художественным». 
   Для того, чтобы успешно решать практические проблемы, нужна информация, точно отражающая, что есть на самом деле, нужно видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким как может казаться. Такой язык можно назвать «рациональным», «профессиональным».
   Язык писателей, деятелей искусств, религиозных деятелей, политиков всегда «художественный», поскольку им необходимо влиять на людей в нужном для них направлении, но он не предназначен для успешного решения проблем общества.
   Язык настоящей науки и разработчиков проектов - рациональный язык, язык профессиональный. Но он не предназначен для влияния на мнение и поведение людей. Как следует из открытия Густава Лебона, все попытки использования логики для влияния на массы – прямой путь к поражениям.
   Когда собеседники говорят на разных видах языка (художественном и рациональном), то разговор напоминает «разговор слепых с глухими».
3. Чем больше внимание к личности авторов, тем меньше внимания к содержанию того, что они говорят и пишут. И, напротив, чем больше внимания к содержанию того, о чем говорят и пишут, тем меньше внимания к личностям авторов. Для успешного решения проблем неважно кто автор идей, важно насколько они эффективны.
4. Когда нужно найти наиболее успешное решение задачи, то присутствие публики и вмешательство людей, непосредственно не занятых поиском, играет отрицательную роль. На публике невозможно найти успешное решение, поскольку все невольно становятся либо актерами, либо зрителями. По этой причине все публичные мероприятия, заседания, голосования на собраниях, круглые столы, дискуссии оказывают негативное влияние на поиск успешных решений и должны исключаться из этого процесса. Коллективного мышления и ответственности нет, и не может быть, они всегда индивидуальны. Коллективная может быть лишь безответственность. Не нужно смешивать коллективную деятельность с коллективным мышлением. Коллективная деятельность предполагает разделение задачи на ее составляющие, когда каждый решает и несет ответственность индивидуально только за решение своей задачи.
   Эффективные решения проблем можно найти только тогда, когда сам процесс поиска будет закрытым для публики и людей, непричастных к нему, а полученные результаты будут открыты и публичны, их можно проверить другим на состоятельность.
5. Профессиональная деятельность, требующая абсолютной честности, беспомощна во влиянии на общественное мнение. Но социальная деятельность беспомощна в успешном решении практических проблем. По этой причине противостоять кому-либо науке невозможно, поскольку невозможно противостоять результатам от использования ее выводов. 
По этой же причине в результате начала научно-социального прогресса изменится роль политиков в выборе методов и разработке социальных технологий  решения важнейших проблем общества, поскольку эта деятельность требует навыков индивидуального «Я» и «рационального» языка общения. Они смогут выступать в этом направлении деятельности только в роли либо заказчиков разработки проектов (представительные органы власти), либо исполнителей их реализации (исполнительные органы власти).
Между политическими и профессиональными программами решения проблем общества существует принципиальная разница. Политические программы направлены на формирование соответствующего общественного мнения, а профессиональные - на решение практических задач. Такие направления деятельности дополняют друг друга, но не могут сосуществовать в виде одной программы.