Двойственная природа человека
 
   В каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека, два «Я»: один – социальный (сЯ), другой – индивидуальный (иЯ). У них разный характер мотивов деятельности.
   У иЯ мотивы деятельности находятся внутри нас, мы сами делаем оценку своих успехов и неудач, не обращая внимания на оценки со стороны.
   У сЯ мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем, они требуют внешней оценки успехов и неудач, которые могут не совпадать с внутренними.
   В каждый момент времени в нас проявляется одно из наших «Я», либо сЯ, либо иЯ. Эти два разных «Я» постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого.
   Внешние мотивы неустойчивы, они могут быстро меняться. Внутренние мотивы консервативны, они создаются условиями предыдущей жизни каждого, и изменить эти условия невозможно, поскольку невозможно изменить прошлое человека. Они могут меняться только постепенно, под воздействием последующего жизненного опыта.
   Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться, быть согласованными или противоречить друг другу. Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов – главный фактор, который влияет на результативность деятельности каждого человека и его психическое состояние.
   Если расхождение высокое, наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности).
   Если социальные и индивидуальные мотивы деятельности у человека совпадают, он находится в максимально комфортных условиях и добивается высоких результатов.
   Двойственная природа подтверждается и открытиями в области физиологии. Причина в функциональной асимметрии полушарий нашего мозга. В зависимости от того, каким образом распределена активность между двумя полушариями, в каждом из нас, без какого-либо исключения, проявляются два совершенно разных человека. Они обладают разными законами поведения и восприятия мира, у них разные законы мышления и язык общения. У них могут быть противоположные по своему содержанию желания. Что хочет одно наше «Я», может не хотеть другое. (За открытие, касающееся функциональной специализации полушарий головного мозга, американский нейропсихолог Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии.)
   Социальное наше «Я», решая задачи, ориентируется на внешнюю оценку результатов своей деятельности, по этой причине у него не может быть собственных мнений и суждений. Это «Я» ориентируется на мнения авторитетов, руководителей и публики. Стремление человека к свободе не более чем иллюзия, поскольку человек - существо социальное, и живя в обществе, он не может быть свободным от него и от систем управления жизнью общества. Как в постоянном магните есть два полюса, так и у человека всегда присутствуют две стороны личности - индивидуальная и социальная. По сути, стремление к свободе (либерализм) представляет собой попытку «избавиться» от своего социального «Я». Также бессмысленно подавить идеями коллективизма эгоистические интересы человека, избавить человека от его индивидуального «Я». Это так же бессмысленно, как разделением магнита на две части пытаться избавиться от одного из его полюсов.
   Успехи и неудачи в обществе зависит не от свободы или несвободы личности, не от преобладания коллективизма или индивидуализма, а лишь от степени сближения мотивов для коллективной и эгоистичной деятельности.
   Противопоставление индивидуализма и коллективизма – путь к конфронтации, социальным конфликтам и депрессиям. Создание условий для сближения мотивов коллективных и эгоистичных – путь к успеху и комфортному состоянию человека.
   Индивидуальное наше «Я» стремится найти решение практической задачи, опираясь на свой собственный опыт и знания, которые считает достоверными. Это «Я» стремится видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким может казаться. Мышление индивидуального «Я» рациональное, иначе оно не могло бы решать любые практические задачи. 
   Социальное же «Я» - актер, ему нужно выглядеть перед кем-либо, нужно воздействовать на людей в нужном для него направлении. К этому «Я» и относится изречение Шекспира: «Весь мир театр, а все люди в нем актеры». Но актеры не умеют решать практических задач, они могут лишь хуже или лучше играть свою роль. Мышление социального «Я» можно назвать художественным, оно не требует точного соответствия реальной действительности. Все политики, деятели искусств, религиозные и общественные деятели, журналисты – по существу актеры. Они постоянно решают задачу: как повлиять на мнение, поведение, настроение других людей. А мотивы «выглядеть» и «успешно решить» задачу принадлежат разным «Я».
   Итак, социальное и индивидуальное «Я» решают совершенно разные задачи, что может одно из наших «Я», не может другое, и наоборот. Происходит как бы разделение труда между ними.
Выводы:
   1. Отсутствие конкуренции между людьми, занятыми социальной и профессиональной карьерой – одно из основных условий успеха. Они должны сотрудничать, но не конкурировать, как это имеет место, например, в спорте. Спортсмены и тренеры, с одной стороны, и чиновники от спорта, с другой, не конкурируют друг с другом, поскольку решают совершенно разные задачи, но связаны единой целью, они зависимы друг от друга.
   Почему профессиональная и социальная карьеры несовместимы? Профессиональная деятельность требует абсолютной честности, иначе невозможно достичь высокого результата, а социальная игнорирует ее, иначе невозможно эффективно влиять на поведение, мнение и решения других.
   С точки зрения двойственной природы человека можно сказать, что сами руководители государств и компаний не могут быть талантливыми или бездарными. Все зависит от того, на кого они опираются при решении различных проблем.
   Кто из руководителей обладает надежной системой отбора талантливых ученых и специалистов, сам становится талантливым. Кто опирается на посредственных людей – становится посредственным, на невежественных – невежественным.
   2. Высокопрофессиональная деятельность в стенах государственных и политических организаций невозможна, поскольку в них созданы условия для проявления только социального «Я». В них объективно нельзя создать условия для высокопрофессиональной деятельности. Политикам и чиновникам, в первую очередь, нужно выглядеть перед кем-либо в выгодном для них свете, они не приспособлены решать сложные проблемы в социальной и экономической области. По этой причине разработка каких-либо проектов социальных и экономических реформ, программ, законов должна находиться вне компетенции бюрократических органов власти и политических организаций. Это также верно, как в таких организациях не разрабатывают проекты какой-либо техники. Такая работа должна проводиться в специализированных проектных и научно-исследовательских организациях, высоко ответственных за результаты своей работы. 
   3. Наш язык выполняет две разные функции:
   - оказывает влияние на настроение, поведение и принятие решений людьми;
   - передает информацию для успешного использования ее в практической деятельности.
   Чтобы эффективно влиять на людей, нужно что-то преувеличить, что-то приуменьшить, придумать чего не было на самом деле, умолчать о чем-то, иначе невозможно добиться успеха. Такой язык можно назвать «художественным», «эмоциональным».
   Чтобы успешно решать практические проблемы, нужна информация, точно отражающая, что есть на самом деле, нужно видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, как может казаться. Такой язык можно назвать «рациональным».
   Язык писателей, деятелей искусств, религиозных и общественных деятелей, политиков, журналистов всегда «художественный», поскольку им необходимо влиять на людей в нужном для них направлении, но он не предназначен для успешного решения проблем общества, он не предназначен для того, чтобы видеть мир таким, какой он есть на самом деле. А не имея надежной информации, невозможно найти успешное решение любой проблемы.
   Язык научных работ и разработчиков проектов может быть только «рациональным», поскольку он предназначен для решения практических задач. Но он не предназначен для влияния на мнение и поведение людей. Как следует из открытия Густава Лебона, все попытки использования логики для влияния на массы – прямой путь к поражениям.
   Когда собеседники говорят на разных видах языка (художественном и рациональном), то разговор напоминает «разговор слепых с глухими».
   4. Когда нужно найти наиболее успешное решение задачи, то присутствие публики и вмешательство людей, непосредственно не занятых поиском, играет негативную роль. На публике невозможно найти успешное решение задач, поскольку все невольно становятся либо актерами, либо зрителями. По этой причине все форумы, заседания, собрания, круглые столы, дискуссии, митинги оказывают негативное влияние на поиск успешных решений и должны исключаться из этого процесса. Коллективного мышления и ответственности нет, и не может быть, они всегда индивидуальны. Коллективной может быть лишь безответственность. Не нужно смешивать коллективную деятельность с коллективным мышлением. Коллективная деятельность предполагает разделение задачи на ее составляющие, когда каждый решает и несет ответственность индивидуально только за решение своей задачи.
   Эффективные решения проблем можно найти тогда, и только тогда, когда сам процесс поиска будет закрытым для публики и людей, непричастных к нему, а полученные результаты будут открыты и публичны, их можно проверить другим на состоятельность.
   5. Профессиональная деятельность, требующая абсолютной честности, беспомощна во влиянии на общественное мнение. Но социальная деятельность беспомощна в успешном решении практических задач. По этой причине противостоять кому-либо науке невозможно, поскольку невозможно противостоять высоким практическим результатам от использования ее выводов. Даже такой могущественной политической силе своего времени, как инквизиции церкви, пришлось признать свое полное поражение перед наукой.
   Между политическими и профессиональными программами решения социальных и экономических проблем существует принципиальная разница, большая пропасть. Политические программы направлены на формирование соответствующего общественного мнения, а профессиональные - на успешное решение практических задач.