6. Информационная экономическая теория

(Теория относительной ценности)

1. Не имея достоверной экономической информации, хозяйствующим субъектам невозможно принять правильные решения. При ложной информации (ложные цены, ложные показатели прибыли и рентабельности, инфляция и дефляция и так далее), которая постоянно воспроизводится в экономике, они вынуждены принимать ошибочные решения.

2. Единственным мотивом поведения людей в экономике является экономический интерес. Стремление граждан повышать свой доход– универсальное свойство всех хозяйствующих субъектов, независимо от исторических условий и политических систем, в которых они вынуждены работать.

Экономические показатели прибыль и рентабельность предприятий сами по себе не могут быть мотивами. Интересом могут обладать лишь физические лица, а у неодушевленных юридических лиц - предприятий и компаний их быть не может.

Предприятия и компании не должны рассматриваться в качестве субъектов хозяйственной деятельности. Они объекты хозяйственной деятельности для физических лиц (собственников, администрации и наемных трудящихся), стремящихся увеличить свои доходы, а не субъекты. Субъектами хозяйственной деятельности могут быть только физические лица. За виртуальными интересами предприятий, компаний и государств всегда скрываются интересы конкретных лиц, которые принимают или влияют на решения, принимаемые от имени юридических лиц. Все экономические показатели и доходы юридических лиц в экономической науке необходимо рассматривать лишь по степени их влияния на доходы физических лиц, принимающих или влияющих на принятие тех или иных решений. Существующая правовая практика, признающая юридические лица в качестве хозяйствующих субъектов, размывает ответственность физических лиц, принимающих решения от имени предприятий, что создает условия для их безответственности и негативно влияет на эффективность работы не только самих предприятий, но и всей экономики в целом.

Влияние неэкономических интересов (престижность профессий, стремление к творческой работе, патриотизм и т.д.) экономической наукой не должно рассматриваться. Влияние этих интересов на поведение людей должно быть предметом для исследований другими общественными науками.

3. Степень соответствия доходов граждан результатам их деятельности на пользу общества – главный показатель эффективности. Их несоответствие - основная болезнь экономической системы.

Абсолютного соответствия достичь невозможно, как невозможно добиться и ста процентов коэффициента полезной деятельности любой машины. При определенных условиях несоответствие соотношения доходов граждан результатам их деятельности может достигать таких размеров, при которых решения хозяйствующих субъектов с целью повышения своих доходов в целом становятся ложными, т.е. направленными во вред обществу. Такие ложные решения дестабилизируют экономическую жизнь (финансово-экономические кризисы и социальные потрясения).

4. Главная задача экономической науки: выявить, какие условия, создаваемые органами государственного управления и международными организациями, увеличивают соответствие доходов граждан результатам их деятельности, а какие уменьшают? Знание таких условий позволит проектировать наиболее эффективную политику.

5. Стоимость и деньги. Потратив деньги на приобретение одних товаров, их нельзя потратить на другие. Поэтому стоимость каждого товара определяет его ценность потребителям по отношению ко всем остальным, численно измеряемую деньгами при многочисленных актах купли и продажи. Ценность - категория не абстрактная, а конкретно определяемая количеством денег при каждом акте купли и продажи. Отсюда название – теория относительной ценности.

Деньги в рыночной экономике являются инструментом для численного соизмерения ценности одних товаров покупателям по отношению ко всем остальным. Потратив деньги на покупку одних товаров, их невозможно потратить на все другие.

Стоимость - величина относительная. Стоимость отдельного товара без стоимости всех остальных определить невозможно. Ложная стоимость (ложные цены) отдельных товаров искажает стоимость всех остальных. Стоимость товара определяется только в момент его оплаты реальными денежными средствами, а все остальное можно отнести к прогнозируемой стоимости.

Такое определение стоимости и денег позволяет правильно оценить сложившуюся экономическую ситуацию.

Если стоимость товаров искажена ложным механизмом образования цен на относительно небольшое количество товаров, то их постепенное исправление нормализует экономическую ситуацию.

Если же механизм образования цен ложный на большинство товаров, то необходимо принять одновременно комплекс взаимоувязанных мер, что относится к понятию радикальной экономической реформы. Отдельные, на первый взгляд самые необходимые меры (борьба с инфляцией, банкротство предприятий, принудительный характер ликвидации неденежных отношений и неплатежей, строгое наказание за неуплату налогов, ликвидация определенных видов собственности, в том числе и государственной и т. д.), но принятые не в комплексе со всеми остальными, могут не только не улучшить экономическое положение, но, напротив, они способны дестабилизировать работу производительных сил.

6. Денежная и финансовая система должны обслуживать народное хозяйство, а не наоборот, как это установилось в мировой практике под влиянием монетарных доктрин, поскольку деньги являются всего лишь инструментом для измерения ценности товаров потребителям по отношению друг к другу и не могут иметь какого-либо самостоятельного значения. Они не должны отрываться от процессов купли и продажи товаров, процесса соизмерения ценностей товаров и труда обществу.

Необходима серьезная реформа всех финансовых систем с переводом работы национальных банков и международных финансовых организаций на некоммерческий характер. Денежная политика национальных банков должна быть независимой от формирования бюджетов всех уровней. Руководство национальных банков обязано нести персональную ответственность согласно заключенным контрактам только за эффективное обслуживание деньгами внутреннего рынка, в том числе и за работу платежных систем. Решение всех остальных задач в области денежной политики, в том числе и операции с валютой, для национальных банков должны быть признаны ложными. Национальные и международные банки не должны иметь собственных доходов. Они не должны вмешиваться в процесс распределения денежных средств между хозяйствующими субъектами, поскольку их основная задача – эффективное обслуживание деятельности всех хозяйствующих субъектов, а не распределение денежных средств между ними. Технология работы национальных банков должна быть такой, чтобы было невозможно использовать их работу в корыстных целях отдельных лиц или группы лиц.

7. Коммерческие и некоммерческие деньги.

Все деньги необходимо различать по целям, на которые они расходуются, и разделить их на коммерческие (инвестиционные) и некоммерческие (потребительские).

Коммерческие (инвестиционные) деньги тратят с целью производства доходов для их собственников. Когда их тратят, то планируют, какой и когда они смогут принести доход в будущем.

Некоммерческие (потребительские) деньги тратят с целью удовлетворения конкретных потребностей граждан и общества (домашние хозяйства, государственные бюджеты). Когда их тратят, то не планируют, какой конкретно доход они принесут в будущем.

Деньги, которые тратят коммерческие предприятия в своей деятельности, и деньги домашних хозяйств, которые они тратят для производства своих доходов, относятся к коммерческим. Когда их тратят, то планируют, какой доход и когда они должны принести собственникам денег в будущем. Деньги, которые тратят домашние хозяйства на свои нужды, деньги бюджетов разных уровней и некоммерческих предприятий относятся к некоммерческим (потребительским).

Коммерческие и некоммерческие деньги постоянно переходят друг в друга. Их нельзя различить по какому-либо внешнему признаку. Их можно различить только по целям, для достижения которых их тратят.

Согласно такому делению денег, необходимо снять все налоги на денежные средства, которые направляются для производства доходов (инвестиционные, коммерческие). Коммерческие (инвестиционные) денежные средства предприятий не должны подлежать налогообложению, кроме регулирующих в целях повышения себестоимости товаров (алкоголь, природные ресурсы, таможенные пошлины). Такие денежные средства не должны идти на пополнение бюджета, поскольку играют роль регулятора, а не источника доходов.

Деление денег на коммерческие (инвестиционные) и на некоммерческие (потребительские) позволит более эффективно организовать налогово-бюджетную и денежную политику государства. Оно поможет снять проблему противоречия между инфляционными ограничениями и необходимостью увеличения инвестиций.

Количество коммерческих денег в народном хозяйстве не влияет на покупательную способность граждан. Оно не оказывает влияния на цены потребительских товаров, а, следовательно, и на уровень инфляции или дефляции. В то же время от количества коммерческих (инвестиционных) денег зависит объем ресурсов общества, используемых производительными силами, в том числе трудовых ресурсов. Они определяют степень их востребованности в общественном производстве. От количества коммерческих денег (суммарного объема кредитов) не зависит напрямую уровень инфляции и дефляции.

Отсюда бюджеты всех уровней должны формироваться только за счет части потребительских денег домашних хозяйств (подоходного налога). Налогом с целью формирования бюджетов государства нельзя облагать деньги предприятий и ту часть денег домашних хозяйств, которые они направляют для производства доходов для себя (коммерческие деньги). Государство должны содержать граждане, но не коммерческие предприятия. Предприятия необходимо рассматривать, как инструмент по производству доходов для собственников, администрации и наемных трудящихся. Государство своей налоговой политикой не должно им мешать производить доходы для себя, а, следовательно, и для всего общества, так как они платят налоги со своих доходов.

Согласно делению денег на коммерческие и некоммерческие, основным источником инвестиций в народном хозяйстве должны стать национальные банки, а не денежные средства населения. Коммерческих денег должно быть столько, сколько требует народное хозяйство для эффективного использования всех ресурсов. Кредитные ставки должны быть дешевыми. Но получатели кредитов должны нести жесткую персональную ответственность за их своевременное погашение, чтобы они не могли переходить в потребительский сектор и не способствовали развитию инфляционных процессов.

Согласно делению денег на коммерческие и некоммерческие, национальные банки должны иметь право вводить антиинфляционный налог и антидефляционный доход для потребительских денег, чтобы не было негативных проявлений инфляции и дефляции.

8. Стоимость, себестоимость и прибыль.

В рыночной системе существуют две независимые переменные (стоимость и себестоимость товаров), разность которых (прибыль) показывает успех или неудачи хозяйствующих субъектов. Стоимость товаров показывает результат деятельности хозяйствующих субъектов, себестоимость показывает, какие затраты были сделаны для получения этого результата, а прибыль показывает, стоит или не стоит полученный результат затратам. Если цены на товары привязывают к себестоимости, то есть делают их зависимыми от себестоимости, то рыночный механизм оценки одними людьми результатов деятельности других деградирует.

Нужно признать, что такие термины, как «прибавочная стоимость», «добавленная стоимость», «налог на добавленную стоимость» оказываются ложными в экономической науке.

9. Основной закон рынка.

В рыночной экономике существует сила - ответственность хозяйствующих субъектов за реализацию товаров и услуг, принуждающая продавцов снижать свои цены до уровня признания их покупателями.

Ответственность хозяйствующих субъектов, в первую очередь собственников, способна наводить экономический порядок в системе цен. Действие основного закона рынка обеспечивает соответствие результатов деятельности предприятий количеству денег, которыми оплачиваются производимые ими товары и услуги. Интерес собственников в получении максимального дохода и их ответственность за результаты работы предприятий заставляют цены снижаться до уровня признания их покупателями. Если цены не будут снижаться до уровня признания их покупателями, то собственник товаров будет нести максимальный убыток от их нереализации.

Под воздействием основного закона рынка цены на товары стремятся прийти в состояние равновесия - равенства спроса и предложений. Этот механизм обеспечивает согласие продавцов и покупателей в количестве денег для того, чтобы товар был продан и оплачен покупателем в допустимый для каждого товара срок, что и обеспечивает общественный характер экономической деятельности всех разрозненных производителей и потребителей.

Основной закон рынка вскрывает главную полезную роль собственника – его ответственность своим имуществом за результаты работы предприятий, что и приводит цены на все товары и услуги к равенству спроса и предложений. Поэтому необходимо признать, что определение собственника, как эксплуататора, который ничего не делает, а лишь присваивает прибавочную стоимость, создаваемую наемным трудом, является ложным и приводит к ложным социальным идеям. Собственник, если экономическая жизнь происходит в нормальных условиях, играет центральную роль, он должен нести юридическую ответственность своим имуществом за результаты работы предприятий.

В современном обществе постоянно декларируют о преимуществах экономики с частной собственностью, но не вскрывают механизма влияния интереса собственника на эффективность общественного производства и распределения. Он по-прежнему в современной экономической науке играет роль эксплуататора, который, ничего не делая, получает доход. Желающих, ничего не делая, получать доходы огромное множество, отсюда и ожесточенная борьба за собственность. Но желающих нести неотвратимую ответственность своим имуществом за результаты работы предприятий окажется совсем немного.

Итак, вид собственности (частная или государственная) не имеет большого значения. Основное значение имеет реальная ответственность хозяйствующих субъектов за результаты работы предприятий, в том числе собственников или их представителей.

Используя выводы, следующие из основного закона рынка, можно повысить эффективность работы производительных сил. Для этого необходимо исключить из хозяйствующих субъектов безответственных собственников, которые сегодня распространены в экономике всех стран. Это, в первую очередь, частная собственность юридических лиц. Это те лица, которые не могут обладать интересом собственника, так как они лица неодушевленные. Не должны становиться собственниками акционеры, которые не ответственны своим имуществом за результаты работы предприятий и компаний и не участвуют в принятии каких-либо решений, затрагивающие эффективность работы предприятий. Необходимо перенести ответственность с неодушевленных юридических лиц на физические лица. Во всех судах от имени предприятий должны выступать не представители юридических лиц, а собственники или их представители. Они же должны нести ответственность за выполнение заключенных контрактов, а не юридические лица.

Введение ответственности личным имуществом, например, залогом всех обладателей акций за результаты работы предприятий, прекратит существование паразитических доходов от спекуляций на фондовых рынках. Стоимость акций будет стремиться к реальной прогнозируемой доходности работы предприятий. Прекратятся финансовые кризисы, вызванные дестабилизирующей ролью игроков фондовых и финансовых рынков, которые реагируют в большей степени не на реальную доходность предприятий и компаний, а на спекуляции в информационном экономическом и политическом поле. В экономике не должно быть места финансовым игрокам. В ней должны быть только хозяйствующие субъекты, ответственные за результат своей деятельности или бездеятельности.

10. Эффективность натурально-плановой и денежно-рыночной системы.

Существует две системы образования хозяйственных связей  – натурально-плановая и денежно-рыночная. На каждом предприятии во всех странах мира применяется натурально-плановая система. Внутри предприятий отсутствует система купли и продажи произведенной продукции.

Денежно-рыночная система - не капитализм или еще какой-либо «изм», а социальная технология оценки одними людьми результатов деятельности других с помощью денег.

При определенных условиях каждая система может быть эффективной, а при других, напротив, неэффективной.

Эффективность натурально-плановой системы падает с увеличением количества хозяйствующих субъектов, а эффективность денежно-рыночной, напротив, возрастает.

И наоборот, эффективность натурально-плановой системы возрастает от уменьшения количества хозяйствующих субъектов, а эффективность денежно-рыночной падает.

При увеличении количества хозяйствующих субъектов в натурально-плановой системе растет бюрократизация экономической деятельности. Индивидуальные качества производимой продукции и производительных сил при поступлении в высший орган управления для принятия решений вынужденно обобщаются по каким-то критериям, что приводит к потере качества производимой продукции и учета индивидуальных возможностей производительных сил. Чем выше уровень управления, тем больше отрыв индивидуальных качеств в обобщенных показателях. В этом заключалась основная причина неконкурентоспособности государственной натурально-плановой системы по отношению к денежно-рыночной.

В рыночной системе, напротив, чем больше продавцов и покупателей, тем больше вероятность нахождения каждым покупателем и продавцом наиболее эффективного партнера. Чем больше размеры рынка, тем эффективней торговые связи. При малых объемах рынка он становится менее эффективным, чем натурально-плановая система.

Для эффективности управления экономической деятельностью необходимо максимально возможно увеличивать объемы рынка, убирая все преграды на пути движения товаров, денег и труда, а размеры предприятий с натуральным планированием производства и распределения продукции необходимо максимально возможно уменьшать, даже не меняя их собственников.

Сама по себе концентрация финансов не ведет к негативным последствиям для экономики, но повышение уровня натурально-планового управления производством и распределением продукции приводит к таким последствиям.

 

Предыдущая глава                    Следующая глава